Как научить ребенка самостоятельно делать домашние задания
В непростое время дистанционного образования этот вопрос приобретает особую ценность.
Чтобы сделать учебу самостоятельной и передать ребенку ответственность за нее, родителям необходимо учесть несколько моментов:
1. Помните, что самое важное – это не задания, а психологический комфорт и вовлеченность ребенка в учебу. Недоделанное или вовремя не выполненное задание – не трагедия и не катастрофа. Ребенок будет переживать, что его любят только за результаты и оценки, а вы будете считать себя плохими родителями.
2. Ребенок не может воспринимать родителя как учителя, так как отношения с родителями всегда эмоционально насыщены, и когда эмоции переносятся на обучение, ребенку становится трудно. Если ребенок что-то не понимает, не надо сердиться и кричать. Так дети начинают бояться ошибок и отказываются выполнять работу.
3. Помните, что отношения с ребенком важнее уроков. Пробуйте другие подходы для развития его интереса к учению: смотрите видеоуроки (найти их сегодня на просторах интернета не проблема), посещайте кружки (по возможности), листайте энциклопедии. Это будет в удовольствие.
4. Интересуйтесь жизнью ребенка, а не оценками. Спрашивайте о том, как прошел день, что было интересного, выздоровел ли друг. Важно не контролировать ребенка, а выслушивать и поддерживать!
5. Не наказывайте ребенка за плохую учебу. Если ваши дети говорят с вами только про оценки – это плохой знак, значит, они понимают, что это важнее для вас. Как в таком случае действовать правильно? Спросить: «Знаешь ли ты, почему получил 2?» учим ребенка думать , анализировать, объективно смотреть на ситуацию. Следующие вопросы ребенку должны звучать так: «Что будешь с этим делать?», «тебе нужна моя помощь?»
6. В выполнении домашних заданий есть 3 обязательных компонента, 3 блока работы. 1) Организация работы (где, когда, что сначала, что потом), то есть планирование деятельности. 2)Исполнение домашних заданий. 3) Контроль результата (все ли выполнено и насколько верно)
7. Передавать ответственность ребенку за эти 3 блока нужно постепенно. Сначала передается ответственность за 2 блок, за исполнение, так как планирование – сложный процесс. Справится с 1 этапом, доверяйте другие. Пусть сам ребенок решает, когда и какой предмет выполнять, с чего начинать, сколько времени на это выделить. Когда будет получаться планирование, только тогда переходим к этапу контроля. При проверке не показываем ошибки сразу, подсказываем, например, в такой –то строчке есть ошибка, проверь. Можно проверить часть работы, дальше проверять через день, через неделю, а потом будет проверять сам.
Желаю вам успехов на этом пути!
Вы – хорошие родители и у вас все получится!
Ваш психолог Логиновских Нина Ивановна
Тел для экстренной связи: 89091491196
Как воспитать самостоятельного ребенка?
Сегодня этот вопрос стал особенно актуален. Как приучить ребенка занимать себя самостоятельно? Родители должны понимать, что самостоятельность развивается в ребенке с рождения, нельзя стать самостоятельным сразу, вдруг, как этого хочется взрослым.
• Если вы твердите ребенку, что он самый лучший, что он – молодец, но на деле не доверяете ему, страхуете от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, не смотря на ваши правильные слова.
• Важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней. Попытки – это переворот в сознании ребенка. Если мы хвалим за результат, возникает страх ошибки. Хвалить нужно за попытки к самостоятельности: «Ты молодец, что попробовал», даже если при этом не получилось.
• Несамостоятельные дети очень удобны родителям, особенно когда они малы. Это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Сделать что-то за ребенка проще, но каждая такая попытка – это развитие его несамостоятельности.
• Некоторые родители оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей (туда не ходи, на горку не лезь). Так создаются условия для боязливости.
• Активные мама и папа создают ситуации, в которых ребенку незачем проявлять свою активность. Надо поставить ребенка в ситуацию, когда он сам вынужден это сделать, а если зовет на помощь, то не реагировать сразу и задать вопрос: «В чем конкретно нужна помощь? Что ты можешь сделать сам?»
• Если ребенок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные логические последствия (не погладил рубашку – пусть идет в мятой).
Главные правила в приучении ребенка занимать себя
• Максимально допускать ребенка до всего ему интересного, в мир взрослых вещей и дел. Игрушек должно быть немного! Любой предмет, попавший в поле зрения ребенка, рассматривайте с точки зрения приобретения им опыта.
• Не вмешиваться в игры и занятия ребенка.
• Выдуманным играм не препятствовать, всячески поощрять любую инициативу
• Не выступать постоянно в роли затейника-аниматора. Так ребенок привыкает к пассивному времяпрепровождению, ему постоянно грустно, ничего не радует.
• Как можно больше разговаривать с ребенком, отвечать на его вопросы, фантазировать вместе. Развитое воображение претворяется в игровую деятельность.
• Вместе читать, но не навязывать свое мнение. В доме обязательно должны быть книги! Дети должны видеть родителей с книгой.
• Полезно ограничить просмотр мультфильмов. Это тоже приучает к пассивному времяпрепровождению.
• Бережно и с уважением относитесь к занятости ребенка, чем бы он ни занимался: от сбора соринок на полу до развития способностей. И вы получите ребенка, который всегда найдет себе занятие. А у вас появится время для себя!
Успехов вам, дорогие папы и мамы!
...